Записи с темой: археология (3)
23:52

You don't have to be real to be the Doctor. (c) the Doctor
Ну и вот, что особенно потрясло в интервью с археологом Житеневым - пещерные мультфильмы. Серьезно. Совсем серьезно. Мне раньше встречались два палеолитических тауматропа - с поджимающей ноги олешкой и с мужиком и медведем. И, понимаете, смотришь на мультипликационную игрушка из палеолита и не знаешь, насколько стоит офигевать. Проблема моя была вот в чем: ну вот их два, может больше, чем два, но насколько больше? Какое место в жизни палеолитического человека занимали такие вот приколы? Нет, даже не так. 20 лет назад еще считалось, что эту игрушку изобрели в XIX веке, в русскоязычной Вики так считается и сегодня. И вот ты видишь этот кружочек из палеолита - не у греков, не у египтян, не в раннем неолите - эту штуку, которую логичнее всего трактовать как тауматроп - и вот что? Всё, что ты знаешь о палеолите, не дает места, куда это нормально привинтить. Но потом думаешь: да ладно, почему бы и нет, хочу верить, что это оно. Пусть их мало, но это ведь не так сложно: случайно подметить такой эффект, а потом вырезать кружочек с дырочкой и нацарапать 2 картинки? Ладно. Но МЕСТО мультипликации в жизни древнего человека всё равно как-то неясно, да?

Сейчас вот нашелся плэйлист тауматропы и волчки. Не все в этом плэйлисте действительно древние! Зато есть колесчики из российского Сунгиря.


Но это вот было до. До интервью с Житеневым. А Житенев рассказал вот что: Некий дядька - Марк Азема - с двойным образованием археолога и режиссера 20+ лет пялился на пещерные картинки животных - те, что со слишком большим количеством ног. Раньше была концепция, что, если нарисовать кабану 8 ног, то как будто он бежит. КАК БУДТО. А Азема пришел к выводу, что не как будто бы, а НА САМОМ ДЕЛЕ. В смысле, что это НАСТОЯЩАЯ АНИМАЦИЯ. Что глядя на эти картинки определенным образом, древние люди ДЕЙСТВИТЕЛЬНО наблюдали мультфильм - кино - в прямом эфире. За счет чего работала мультипликация:
- стратегически подобранные неровности поверхности стены,
- дрожащий свет тогдашних осветительных приборов - факелов,
- человек не стоял на месте, а шел вдоль стен.

Азема заанимировал некоторые многоногие и многоголовые картинки:
- немножко таких картинок (1:45)
- много таких картинок (но первая картинка чуть плохо) (5 минут из длинной лекции)

А вот трэйлер кина (пара минут) про то как современные художнки развлекаются в пещерах примерно такими палеолитическими методами.


Вот что теперь? Древние люди изобрели анимэ! Нет, правда, одна из печалей в том, что я и археолог, и анимэшник, и совсем не в курсе вопроса. Понимаете, реклама книги Аземы La préhistoire du cinéma (где б найти!) (1:34) даже в ЮТ болтается 13 лет - с 2011, когда собсна, книга и вышла. Очень долго. Нет, я понимаю, что дело именно в том, что я про историю анимации с более давнего времени, еще до наблюдений Аземы. Кстати, вероятно, про тауматропы - это тоже его теория. Но интересное такое чувство - узнавать про новые открытия в твоих любимых областях с опозданием на 13 лет. Даже понимание, что про лингвистику данные в Вики куда современнее, чем в универе, как-то быстрее ко мне пришло.

И тут теперь какой разворот? Тауматропы, конечно, обрели своё место в жизни древнего человека - посередь пещерного кино-то! Но...Эти, КАКБЭ палеолитические пещерные кинотеатры... О-О-О!

Книжка болтается уже 13 лет, но массовым знанием не становится. На некоторых видео Аземы первый лайк - от меня сейчас. Вся вот эта научная суета про приоритет да копирайт - боязнь, что твое открытие покрадут - всё фигня. Открытие, которое по-настоящему сносит крышу и меняет картину мира, НИКТО у тебя не покрадет. Еще приплачивать будешь, чтоб украли. Не то, чтобы ученые не любили новое знание, но куда ты вот это пришьешь?

Вот тут этнография нам мешает. Мы судим древних людей по племенам мумба-юмба. Ну да были и такие. Но некоторых надо судить по нам - мы-то чем не этнография? Некоторые древние люди ходили в кино с попкорном.

Серьезно. Никому ведь не хочется, чтобы древние люди были так уж похожи на нас. Это ведь был бы самый странный ход мысли?

Либо древние люди - дикари - стукнул в бубен, призвал духов в помощь на охоте и пошел строгать себе новый каменный топор. КАКИЕ МУЛЬТФИЛЬМЫ?!!!

Либо древние рсы всегда были великими, завоевывали мир верхом на мамонтах, а пирамиды им построили инопланетяне. Опять-таки - КАКИЕ МУЛЬТФИЛЬМЫ?!!!!

КУДА ЭТО ПРИШИТЬ К ПОРТРЕТУ ДРЕВНЕГО ЧЕЛОВЕКА?!

@темы: книги, археология, ссылки, мультипликация

20:58

You don't have to be real to be the Doctor. (c) the Doctor
Еще крутое из беседы с археологом Владиславом Житеневым.
Вот мне раньше случалось его слушать, было почему-то скучно, а тут - вот те на! Это не его находки, конечно, но спасибо ему, что он рассказал. Не знаю, смогу ли в этом разобраться глуюже, но меня всё это потрясает. Тем более, что я вроде как даже официально археолог и стараюсь быть в курсе, а вот - мимо прошло.

По поводу пещерной живописи и вообще искусства древних людей:

1. То, что у пещерных людей были художественные школы для талантливых детей.

2. Археологи догадались привлечь к изучению пещерной живописи искусствоведов с искусствоведческими методами, и те смогли выявить индивидуальные стили конкретных художников - первой кисти, расписывавших по многу пещер на сотни километров друг от другадруга -

3. Реалистичных портретов конкретных людей древние люди нарисовали достаточно много, не только зверями увлекались. Это только потом реализм в искусстве пропал на много тысяч лет. Житинёв говорит, реализм пропал за 10 тыс. лет до н.э. из-за резкого потепления в конце плейстоцена, разорвавшего сложившиеся отношения и социальные структуры того времени.

Что меня отдельно занимает. Как раз границей плейстоцена и голоцена датируется Гёбекли-Тепе. Вроде как, древнейший мегалитический комплекс. Причем, такой - изысканный. С реализмом там через раз. Зато самые древние скульптуры в рост человек (У них с реализмом совсем плохо). Вот куда он относится? Или как раз - у людей всё рузнуло из-за потепления и они побежали мегалиты строгать?





P.S. Потом еще одну штуку, узнанную мною из этого интервью, выпишу. Заслужила отдельный пост - особенно меня потрясла.

@темы: археология, ссылки, искусствоведческое

11:20

You don't have to be real to be the Doctor. (c) the Doctor
Арифметический паралелизм и жизнь. Расцвет культуры.

1. Судя по всему огромный толчок искусство homo sapiens получило от контактов с неандертальцами и денисовцами. Тысяч через 2 лет. Не в смысле, что просто кто-то от кого-то научился, а что у всех у них получились мощные культурные инновации - из-за самой встречи разных видов людей и необходимости на11йти общий язык.

2. У шимпанзе самые сложные культуры использования орудий у тех популяций, которые недавно (10-15 тыс. лет назад) переселились туда, где уже жили другие подвиды шимпанзе. Чем больше подвидов там уже жило, тем сложнее получилась технология.

-------

P.S. Это вообще две классные лекции. Про первую я еще напишу, т.к. ооооо.....

@темы: археология, ссылки, искусствоведческое, арифметический паралелизм и жизнь