You don't have to be real to be the Doctor. (c) the Doctor
Текст.
Тоже по Легенде о героях Галактики. Вернее, кроссовер. Вернее. не совсем.
~ ДисклэймерВообще-то изначально я хотела писать мысли по разным книгам/фильмам. Но я как-то так себе в кинообзорах - это диалоги у меня пишутся сами. Так что получилось, что герои Героев Галактики обсуждают мои любимые фильмы и книги вместо меня. Нюанс: для них события этих книг и фильмов - не беллетристика, а исторические факты - раз уж Ян историк. =)
В этом тексте герои обсуждают (когда не заняты чем-то другим):
- Star Wars: Episode VI: Return of the Jedi
- Star Wars: Caravan of Courage: An Ewok Adventure
- Star Wars: Ewoks: The Battle for Endor;
и немножко
- Sailor Moon: Haruka and Michiru, Again! The Ghostly Puppet Show
Точка в самой "Легенде о героях Галактики": по событиям не раньше 24-й старой серии, по настроениям м.б. и ещё позже (или никогда?), а антураж частично навеян третьей закрывалкой. Сама я знакома с каноном всё ещё только по 42-ю серию.
График и перспективыТекст в четыре раза длиннее разговорчика, так что я умаялась от попытки написать его в те же сроки. За первый день написала смысловое ядро на четыре страницы и понадеялась, что дело уже в шляпе. На следующий - страницу разбавителя и продолжила надеяться, хотя это не покрыло и четверти ядра. На третий день что-то заподозрила. А ещё сказала себе, что плохую часть надо не редактировать, а написать заново. Согласилась с собой, но двое суток пыталась именно редактировать. Из лени. Потом однако поняла, что переписать будет не только лучше, но и быстрее. В процессе пересмотрела пару серий в каждой экранизации - чтоб поднять у себя понимание чьего-то образа. В результате, поняла, что и про Яна-то требуется поднять! Заодно почерпнула цитату из канона. Надеюсь, в фанфиках можно цитировать канон?
Короче. Отстала я от графика всего-то на один день. Но раз уж отстала - дала вот тексту вылежаться. Тем более, что устала и другой бы за эту неделю уже не напиала. И пока всё ещё писать не хочется. Хотя идеи есть. Пока гулять хочется. Тем более, там цветут все цветы раом: ещё не отцвели апрельские цветы, а уже цветут июньские, если не июльские. Не знаю, нужно ли, чтобы сначала отцвели все цветы, но вернуться к текстам, конечно же хочу.
Ну так вот текст:
"читать"
Спасибо коту, даже убегая от детей, он был аккуратен и миновал бутылку элегантным прыжком. А к моменту, как по этому же месту пробежали его преследовательницы, адмирал Ян Вэньли уже успел подхватить бутылку к себе на стол. Впрочем, вина в ней не хватило и на полбокала. Его разочарованный взгляд зацепился за Алекса Казэльна, спешившего вслед за дочерьми.
- Алекс! - Попытался остановить его Ян. - Алекс, принеси ещё!
- Слезь со стола и сходи сам. Твой дом, в конце концов.
- Ты же мой офицер снабжения.
- Мы не на работе. Или сам спасай своего кота.
Кот давно уже спасся на руках Юлиана, куда юная Шарлотта и её ещё более юная сестра дотянуться не решались.
- Юлиан! Там у Патричева не осталось ещё бутылки?
- Сейчас спрошу! Всё так же бесполезны ниже шеи, да, адмирал?
- Стоять! - На одно плечо юноши опустилась рука Ортанс, на другое - Фредерики.
- В своём уме? Несовершеннолетнего за выпивкой?
- Ну, тогда, Фредерика, ты же совершеннолетняя?
- Она тоже не на работе. И не жена тебе. И, прежде, чем ты попросишь, я - тоже. Я ему жена. - Ортанс выпустила плечо Юлиана и направилась на помощь пытавшемуся отвлечь девочек от кота Алексу.
- Вот так! Дом битком набит любителями домашнего хозяйства, но у всех выходной, - проворчал Ян, критически заглядывая в горлышко пустой бутылки.
Откуда-то сверху донёсся искренне снисходительный смешок. Ян поднял голову. Непонятно в какой момент появившийся Шонкопф, непринуждённо опираясь о стену, наблюдал за происходящим с нескрываемым удовольствием. В ладони, зажав ножку между средним и безымянным пальцами, он держал полный бокал.
- Вальтер, хоть ты...
- Я тоже пас. Но я знаю, что тебе поможет.
- Что?
- Есть такое волшебство. Тот, кто опустошил бутылку, должен дунуть в неё и выкинуть её в окно. Тогда его желание исполнится.
- Правда? Но до окон далеко. Если я встану, чтобы дойти до окна, могу и выпивку сам поискать.
- Неисповедимы пути, которыми исполняются наши желания!
- Я не хочу так.
- Ну, если ты хотел, чтобы тебя все слушались, надо было соглашаться стать диктатором.
- Так я тоже не хочу.
- Не угодишь. Ладно, не смотри так жалостливо, я поделюсь. Но немного. Подставляй.
- Мой герой!
- Рыцарь - моя профессия.
- Хоть кто-то работает по призванию и без выходных.
- Рыцарь! Рыцарь! - Шарлотта подбежала к столу, на котором сидел Ян, за ней её сестра.
- Дядя Вэньли, расскажи про рыцарей!
- Рыцари Розы, элитный отряд, работают с нами. Вот он у них главный, - Ян качнул донаполненным бокалом в сторону Шонкопфа.
- А если серьёзно? - спросил тот.
- Серьёзно что?
- Я так и не понял, почему ты отказался стать диктатором. И до сих пор не согласен.
- Вот именно сейчас и серьёзно? Ладно. Я должен был прекратить один переворот другим? Беззаконно, без выборов, просто так грубой силой удерживать власть? И чем это было бы лучше?
- Тем, что это ты. Ты был бы лучше. Ведь это ты настоящий герой, Волшебник Ян.
- Вот это как раз несерьёзно.
Девочки вскарабкались на стол по обе стороны от Яна.
- Дядя Вэньли, ты волшебник? Наколдуй что-нибудь!
- И расскажи про героев!
- Дети, в очередь! Я его первым спросил.
Ян провел пальцем по краю бокала.
- Я слышал, если делать так достаточно долго и правильно, то выйдет красивый звук. Но у меня не получается. Наверное, не хватает терпения.
- Ян...
- Я не волшебник. И не герой. Я такой же, как все остальные. И даже хуже: бесполезен ниже шеи, как ты слышал.
- Юлиан еще маленький, ему лишь бы пострелять. Но и он видит в тебе героя. Почему ты отказался от власти?
- Моя власть - мне было и решать, что с нею делать. Нет?
- Дядя Вэньли, расскажи про кого-нибудь!
- Я бы рассказал про эвоков.
- Кто такие эвоки?
- Дети, у нас взрослый разговор. Эвоки это лесные пушистики с планеты Эндор. Возможно, Ян, ты пожалеешь.
- Лесные пушистики - это для детей, - насупилась Шарлотта. - Расскажи для взрослых. Про героев.
- И про волшебников.
- Герои и волшебники - это как раз для детей. Возможно, и пожалею. Жизнь вообще такая - из сложных выборов и странных решений. Но каждый человек - просто человек, и выбирает то, что ему всего дороже в конкретный момент. Есть одна история про героинь-волшебниц, хотите? Нашел среди летописей конца XX века. Тогда почему-то много таких было. Про отряды школьниц, защищавших планету от угроз из космоса.
- Школьницы это как я?
- Нет, Шарлотта, немного постарше. Но, впрочем, примерно так. Не знаю, почему этого не делали взрослые. В моей любимой истории каждая волшебная школьница отвечала за оборону одной из планет Солнечной системы, там находится Земля, родина человечества. Защищали они, значит, систему, защищали, от тех и от этих захватчиков, довольно успешно. А однажды с захватчиком столкнулась только одна девочка - морячка Нептун.
- Я тоже стану волшебной школьницей - морячкой Хайнессен - и буду всех защищать.
- Ты прав, Ян, про героев и волшебниц - это для детей.
- Нет, я не прав. Это не должно быть и для детей.
- Почему? Все дети хотят стать героями. Что плохого?
- То, что они ими не становятся.
- Так и что плохого?
- В мирное время ничего.
- В мирное...
- Не наш случай.
- Дядя Вэньли, а дальше? Нептун злодея победила?
- Победила. Но сначала он заставил её выбрать. Она могла успеть спасти только что-то одно: либо свою лучшую подругу Уран, либо весь остальной мир.
- И она выбрала весь мир? Трагическая история!
- Дядя Вальтер, не мешай дяде Вэньли рассказывать. Она выбрала спасать всех нас?
- Нет, она выбрала спасать подругу.
Шонкопф усмехнулся.
- И почему ж тогда мир ещё существует?
- Потому что злодей блефовал и у него не было способности уничтожить весь мир.
- Как всё легко.
- Или потому что это только сказка. По правде говоря, к концу XX века люди ещё не выбрались дальше Луны.
- Нет! Она должна была спасти всех нас. Я бы спасла всех, а не одну!
- А если бы этой одной была твоя сестра?
- Ян, - негромко вмешался Алекс - они с Ортанс подошли послушать. - Аккуратнее с моими детьми. Это же просто сказка.
- Про героев - всегда сказка. Ты хотел бы, чтобы одна школьница отвечала за судьбу всего мира, пока ты будешь успокаивать себя тем, что ей это по плечу, пототму что она волшебница? Разве не лучше, что она выбрала самое дорогое лично для себя?
- Но ты не школьница.
- И не волшебник.
- Залез в бутылку. Тебе обидно, что всё сваливают на одного тебя?
- От бутылки бы не отказался. Вообще-то мне это скорее льстит. Но это ненадёжно и потому нецелесообразно. На фоне войны никакой человек не могущественнее простой школьницы. Тут уж все - лесные пушистики.
- Лесные пушистики - для детей, а правильно говорить: эвоки! - Похвасталась тайным знанием сестра Шарлотты.
- Бутылка? - Юлиан тоже присоединился к компании. - Я бы пошёл поискать, да руки заняты.
- Я подержу.
- Вы, адмирал? В одной руке бокал, в другой кот, а вокруг эти бандитки?
Кошачий хвост оказался в зоне досягаемости детских рук. Раздалось сдавленное шипение. Юлиан отступил на шаг.
- Я и то не справляюсь. Девочки, пожалуйста, не мучайте Шрёдингера.
- Печальное имя для кота, - почти сдержал улыбку Алекс, зато Шонкопф рассмеялся за обоих.
- А у кота есть имя?
- Шрё... что? Почему вы смеётесь? - удивилась Шарлотта.
- Вырастешь - узнаешь, - продолжал веселиться Шонкопф.
- Это что-то для взрослых?
- Да, доченька. Высшая математика. Или парадокс кота Шрёдингера - это физика? Ортанс, милая, я забыл.
- Квантовая механика, дорогой.
- Почему Шрёдингер?
Ян вздохнул и отхлебнул из бокала.
- Неоторые уверены, что изначально у нас не было кота. Хотя я отлично помню, как усыновил их обоих. Алекс, ты же прислал мне Юлиана уже с котом?
- Не помню.
- Видите. Разные версии. То ли кот есть, то ли нет кота.
- Кот есть!
Сестра Шарлотты не выдержала:
- Неправда, его зовут Адмирал!
- Кого?
- Адмирала!
- Доченька, адмирал это не имя, адмирала зовут дядя Вэньли.
- Нет! Другой Адмирал!
- Какой? Он у нас один.
- Неправда! Правда, Шарлотта?
- Правда! Так написано!
- Где написано?
- Написано! Мы докажем. Пойдём!
- Пойдём.
Сёстры слезли со стола и прежде, чем они скрылись в неизвестном направлении, последний постулат был:
- И он пушистый, как эвок!
Взрослые и юноша какое-то время удивлённо смотрели им вслед.
- Что-то где-то написано.
Ян перевёл взгляд обратно в бокал.
- Надеюсь, что это, действительно, про другого адмирала.
- Адмирал у нас один. Но не переживай, что дозволено Юпитеру, не дозволено быку. Или наоборот.
- Быть пушистым? В этом и проблема. Психологическая особенность человека, потребность назначать других людей героями, волшебниками, царями и даже богами. Хотеть прислониться к чему-то большому и сильному.
- Стоп! Откуда у тебя появились ещё и боги и цари?
- Из песни.
- Из какой?
- Из старой. Но всё это выдумки. Каждый человек - просто человек. Герой или царь - не важно. Маленький, хрупкий, смертный человек. А волшебства и вовсе не существует. Так же, как и власти. Человек сам создаёт себе своих героев, обожествляют их и подчиняется им. И, как бы не мечтал героям подражать, на самом деле, очень чётко проводит границу между ними и собой. Между теми, кто спасает мир, и теми, кто ждёт спасения. Вы заметили? Шарлотта думает, что хочет быть девочкой-волшебницей, но за что на самом деле она обиделась на Нептун? За то, что Нептун выбрала спасать не её.
- Ты делаешь слишком глубокие философские выводы из сказок. Умно ли это?
- Умнее, чем искать героев в реальной жизни. Пять школьниц, десять школьниц не смогут зашитить весь мир. Нужен хотя бы миллиард школьниц. Не волшебных, обычных. Хотя бы с тысячи начнём. Но школьницы, да и не школьницы, читают сказки про волшебников, ждут спасения от волшебников, поддержки от их силы. А то и от сил зла. У Трюнихта вон столько сторонников. Не замечая силы, которой обладают сами. Потому что предпочитают истории про героев и волшебников.
- А что делать?
Девочки прибежали обратно. Младшая держала в руках довольно большой круглый предмет голубого цвета, который она сунула в руки Ортанс. Предмет оказалась миской для домашних питомцев.
- Прочти! Тут написано! - С триумфальным видом повторила Шарлотта.
На боку миски дейтвительно было отчётливо выведено: ADMIRAL.
- Видишь! Написано "Адмирал"!
Ян смущённо протянул руку за миской.
- Она как бы моя. Потому и написано "адмирал".
- Зачем тебе кошачья миска?
- Подарили.
- Кто?
- Алекс, милый, не ты ли? - Строго спросила Ортанс.
- Что ты, дорогая! Может, Аттенборо?
- Но она для кошек! - Шарлотта не сдавалась.
- Ест из неё Шрёдингер. Но подарили мне. Может, ещё одну историю о героях?
- Дядя Вэньли, расскажи об эвоках. Ты обещал!
Шонкопф поднял бровь.
- Сначала нос воротили, а с третьего раза уже и заинтересовались?
- Они пушистые, как Шрё-дмирал.
- Хороший знак. Так это и должно работать. Эвоки... Эвоки жили на планете Эндор...
- Адмирал, - из кухни появилась Фредерика, - Девочки что-то взяли, я не успела разглядеть.
- Не бери в голову. А Патричев...
- Да, передаёт привет.
- И только? Ладно... Я на днях пересматривал хроники. Давным-давно в далёкой-далёкой галактике...
- Это была моя любимая тема по истории в офицерской школе, столько разных войн!
- Недавно нашли части, относящиеся к позднейшему периоду их истории. И оказалось, что многое, что мы знали о них раньше, - только легенды.
- Как жаль! Там было много интересного. Теперь что, придётся их забыть?
- А у тебя получится? С твоей идеальной памятью? Но мне больше всего жаль, что мир, начавшийся в конце в среднего периода, не продлился долго. Всего пара десятилетий мира, хотя нам бы и так не помешало.
- Средний период это тот, где рыцарь, принцесса и торгаш-космолётчик? Про них-то всё правда?
- В нумерованных хрониках - правда, а с остальными надо разбираться. С тем же рождественским путешествием. Это тот самый процесс обожествления любимых героев: с прошествием лет уже не различишь правду среди легенд. Про тех, про кого ты спрашиваешь, хроники под номерами 4, 5 и 6. Рыцарь, принцесса, космолётчик. И эвоки.
- Точно, в шестой хронике были эвоки. Финальное сражение велось как раз на их планете. Там же и отпраздновали победу.
- Это празднование и навело меня на мысль. В одной версии шестой хроники празднуют только те, кто на этой планете, а в другой версии вся галактика ликует в унисон. Что более достоверно, ведь информационные технологии уже были развиты достаточно для того, чтобы войны проходили в прямом эфире.
- Версии? - Вклинился Юлиан. - Хроника Шрёдингера?
- Скорее, за долгие века в процессе многократного копирования и переосмысления протографа появились различающиеся варианты и зажили собственной жизнью. У Лихачёва в "Текстологии" это хорошо описано.
- Прото-тексто-лихо-что?
- Да так, читал в университете толстую книжку, не суть. Но я задумался вот о чём. Жители других планет, Татуина или Набу, видели всё же только ключевые моменты, подвиги героев. Рыцаря, принцессу и космолётчика. Магию, бластеры и световые мечи. Очень сопереживали им, наверное, как в кино. Но возвращаясь домой, где ни бластеров, ни мечей, чувствовали себя беспомощными и неспособными ни на что повлиять. А вот эвоки...
- Что эвоки?
- У эвоков были свои истории. Про эвоков. Есть по крайней две хроники, вернее, есть их больше, но я пока изучил только две. Там нет никаких известных героев. Только эвоки и семья людей, чей космолёт разбился на их планете. В первой эвоки помогают детям спасти родителей от местного монстра. Во второй побеждают злую волшебницу. И всё это без бластеров и мечей, только с тем, что можно соорудить из шкур и палочек. Так что неудивительно, что потом они и с штурмовиками Империи справились. Наблюдая каждый день истории о своих успехах, они стали считать их нормой, заметили свою собственную силу и прислонились к ней, а не к силе Империи или к силе героев. Мне хотелось бы, чтобы и наша жизнь была полна историй не про героев, а про себя...
- Сказал Герой Эль-Фасиля, Астарты и... ты же ещё чего-то герой, Волшебник Ян?
- Потому, Вальтер, я и плохой пример. У меня есть целый флот, и в бою я могу отдавать приказы тысячам человек... Это за вином мне послать некого... Я уже говорил, кажется. Есть два образа мысли. Одни считают, что существуют вещи важнее человеческой жизни. Другие - что жизнь каждого человека и есть наивысшая ценность. Войны начинают первые, а прекращают вторые. Очень бы хотелось, чтобы этих вторых стало больше. Чтобы ценности жизни, свободы и мира стали модными.
- Модными?
- Как красивая стрижка или сольвизор последней модели. Модные вещи продвигаются рекламой, политика Трюнихта - пропагандой. Нам бы тоже что-то такое пригодилось. Представьте, что будет, если каждый день рассказывать про каждого, кто выбрал мир, свободу и самоценность человеческой жизни, кто сделал выбор в их пользу, шагнул к ним. Тех, кто сделал это сегодня, кто сделал это вчера, кто сделал это позавчера. Показать сегодня, показать завтра, показать послезавтра.
- А не надоест?
- Реклама и пропаганда надоедают. Однако работают. Создают привычный образ мыслей. Почему бы и нам не рассказывать каждый день о том, что нам дороже всего?
- Нелёгкая задача.
- Да, это заметный труд, но я бы очень хотел создать такую моду. Чтобы и герои тоже уважали эвоков, кстати.
- Принцесса любила эвоков, я помню.
- Юлиан, подержи Шрё-дмирала покрасивее, я буду рисовать портрет эвока.
- Вы думаете, это всё было в реальности, адмирал? Эвоки, Далёкая-далёкая галактика? Или снова сказка?
- Все сказки родом из реальности. Что мы потеряем, если попытаемся?
И решительным залпом адмирал Ян Вэньли осушил свой бокал.
* * *
* Симпозиум - от древнегреческого συμπόσιον - 'совместное питие'
* Кот Юлиана отсутствует в романе, он появляется в старой анимэ-экранизации. В новой его снова нет.
* Огромное количество книг и всякого прочего по миру "Звёдных войн", чья каноничность не оспаривалась Лукасом, после покупки прав на мир "Диснеем" было разжаловано из канона в разряд "легенд".
* Фото сделано несколько лет спустя описанных событтий:

(16219 байт)
Тоже по Легенде о героях Галактики. Вернее, кроссовер. Вернее. не совсем.
~ ДисклэймерВообще-то изначально я хотела писать мысли по разным книгам/фильмам. Но я как-то так себе в кинообзорах - это диалоги у меня пишутся сами. Так что получилось, что герои Героев Галактики обсуждают мои любимые фильмы и книги вместо меня. Нюанс: для них события этих книг и фильмов - не беллетристика, а исторические факты - раз уж Ян историк. =)
В этом тексте герои обсуждают (когда не заняты чем-то другим):
- Star Wars: Episode VI: Return of the Jedi
- Star Wars: Caravan of Courage: An Ewok Adventure
- Star Wars: Ewoks: The Battle for Endor;
и немножко
- Sailor Moon: Haruka and Michiru, Again! The Ghostly Puppet Show
Точка в самой "Легенде о героях Галактики": по событиям не раньше 24-й старой серии, по настроениям м.б. и ещё позже (или никогда?), а антураж частично навеян третьей закрывалкой. Сама я знакома с каноном всё ещё только по 42-ю серию.
График и перспективыТекст в четыре раза длиннее разговорчика, так что я умаялась от попытки написать его в те же сроки. За первый день написала смысловое ядро на четыре страницы и понадеялась, что дело уже в шляпе. На следующий - страницу разбавителя и продолжила надеяться, хотя это не покрыло и четверти ядра. На третий день что-то заподозрила. А ещё сказала себе, что плохую часть надо не редактировать, а написать заново. Согласилась с собой, но двое суток пыталась именно редактировать. Из лени. Потом однако поняла, что переписать будет не только лучше, но и быстрее. В процессе пересмотрела пару серий в каждой экранизации - чтоб поднять у себя понимание чьего-то образа. В результате, поняла, что и про Яна-то требуется поднять! Заодно почерпнула цитату из канона. Надеюсь, в фанфиках можно цитировать канон?
Короче. Отстала я от графика всего-то на один день. Но раз уж отстала - дала вот тексту вылежаться. Тем более, что устала и другой бы за эту неделю уже не напиала. И пока всё ещё писать не хочется. Хотя идеи есть. Пока гулять хочется. Тем более, там цветут все цветы раом: ещё не отцвели апрельские цветы, а уже цветут июньские, если не июльские. Не знаю, нужно ли, чтобы сначала отцвели все цветы, но вернуться к текстам, конечно же хочу.
Ну так вот текст:
Избранные труды домашнего историографического симпозиума
Труд первый: Мода
"читать"
Спасибо коту, даже убегая от детей, он был аккуратен и миновал бутылку элегантным прыжком. А к моменту, как по этому же месту пробежали его преследовательницы, адмирал Ян Вэньли уже успел подхватить бутылку к себе на стол. Впрочем, вина в ней не хватило и на полбокала. Его разочарованный взгляд зацепился за Алекса Казэльна, спешившего вслед за дочерьми.
- Алекс! - Попытался остановить его Ян. - Алекс, принеси ещё!
- Слезь со стола и сходи сам. Твой дом, в конце концов.
- Ты же мой офицер снабжения.
- Мы не на работе. Или сам спасай своего кота.
Кот давно уже спасся на руках Юлиана, куда юная Шарлотта и её ещё более юная сестра дотянуться не решались.
- Юлиан! Там у Патричева не осталось ещё бутылки?
- Сейчас спрошу! Всё так же бесполезны ниже шеи, да, адмирал?
- Стоять! - На одно плечо юноши опустилась рука Ортанс, на другое - Фредерики.
- В своём уме? Несовершеннолетнего за выпивкой?
- Ну, тогда, Фредерика, ты же совершеннолетняя?
- Она тоже не на работе. И не жена тебе. И, прежде, чем ты попросишь, я - тоже. Я ему жена. - Ортанс выпустила плечо Юлиана и направилась на помощь пытавшемуся отвлечь девочек от кота Алексу.
- Вот так! Дом битком набит любителями домашнего хозяйства, но у всех выходной, - проворчал Ян, критически заглядывая в горлышко пустой бутылки.
Откуда-то сверху донёсся искренне снисходительный смешок. Ян поднял голову. Непонятно в какой момент появившийся Шонкопф, непринуждённо опираясь о стену, наблюдал за происходящим с нескрываемым удовольствием. В ладони, зажав ножку между средним и безымянным пальцами, он держал полный бокал.
- Вальтер, хоть ты...
- Я тоже пас. Но я знаю, что тебе поможет.
- Что?
- Есть такое волшебство. Тот, кто опустошил бутылку, должен дунуть в неё и выкинуть её в окно. Тогда его желание исполнится.
- Правда? Но до окон далеко. Если я встану, чтобы дойти до окна, могу и выпивку сам поискать.
- Неисповедимы пути, которыми исполняются наши желания!
- Я не хочу так.
- Ну, если ты хотел, чтобы тебя все слушались, надо было соглашаться стать диктатором.
- Так я тоже не хочу.
- Не угодишь. Ладно, не смотри так жалостливо, я поделюсь. Но немного. Подставляй.
- Мой герой!
- Рыцарь - моя профессия.
- Хоть кто-то работает по призванию и без выходных.
- Рыцарь! Рыцарь! - Шарлотта подбежала к столу, на котором сидел Ян, за ней её сестра.
- Дядя Вэньли, расскажи про рыцарей!
- Рыцари Розы, элитный отряд, работают с нами. Вот он у них главный, - Ян качнул донаполненным бокалом в сторону Шонкопфа.
- А если серьёзно? - спросил тот.
- Серьёзно что?
- Я так и не понял, почему ты отказался стать диктатором. И до сих пор не согласен.
- Вот именно сейчас и серьёзно? Ладно. Я должен был прекратить один переворот другим? Беззаконно, без выборов, просто так грубой силой удерживать власть? И чем это было бы лучше?
- Тем, что это ты. Ты был бы лучше. Ведь это ты настоящий герой, Волшебник Ян.
- Вот это как раз несерьёзно.
Девочки вскарабкались на стол по обе стороны от Яна.
- Дядя Вэньли, ты волшебник? Наколдуй что-нибудь!
- И расскажи про героев!
- Дети, в очередь! Я его первым спросил.
Ян провел пальцем по краю бокала.
- Я слышал, если делать так достаточно долго и правильно, то выйдет красивый звук. Но у меня не получается. Наверное, не хватает терпения.
- Ян...
- Я не волшебник. И не герой. Я такой же, как все остальные. И даже хуже: бесполезен ниже шеи, как ты слышал.
- Юлиан еще маленький, ему лишь бы пострелять. Но и он видит в тебе героя. Почему ты отказался от власти?
- Моя власть - мне было и решать, что с нею делать. Нет?
- Дядя Вэньли, расскажи про кого-нибудь!
- Я бы рассказал про эвоков.
- Кто такие эвоки?
- Дети, у нас взрослый разговор. Эвоки это лесные пушистики с планеты Эндор. Возможно, Ян, ты пожалеешь.
- Лесные пушистики - это для детей, - насупилась Шарлотта. - Расскажи для взрослых. Про героев.
- И про волшебников.
- Герои и волшебники - это как раз для детей. Возможно, и пожалею. Жизнь вообще такая - из сложных выборов и странных решений. Но каждый человек - просто человек, и выбирает то, что ему всего дороже в конкретный момент. Есть одна история про героинь-волшебниц, хотите? Нашел среди летописей конца XX века. Тогда почему-то много таких было. Про отряды школьниц, защищавших планету от угроз из космоса.
- Школьницы это как я?
- Нет, Шарлотта, немного постарше. Но, впрочем, примерно так. Не знаю, почему этого не делали взрослые. В моей любимой истории каждая волшебная школьница отвечала за оборону одной из планет Солнечной системы, там находится Земля, родина человечества. Защищали они, значит, систему, защищали, от тех и от этих захватчиков, довольно успешно. А однажды с захватчиком столкнулась только одна девочка - морячка Нептун.
- Я тоже стану волшебной школьницей - морячкой Хайнессен - и буду всех защищать.
- Ты прав, Ян, про героев и волшебниц - это для детей.
- Нет, я не прав. Это не должно быть и для детей.
- Почему? Все дети хотят стать героями. Что плохого?
- То, что они ими не становятся.
- Так и что плохого?
- В мирное время ничего.
- В мирное...
- Не наш случай.
- Дядя Вэньли, а дальше? Нептун злодея победила?
- Победила. Но сначала он заставил её выбрать. Она могла успеть спасти только что-то одно: либо свою лучшую подругу Уран, либо весь остальной мир.
- И она выбрала весь мир? Трагическая история!
- Дядя Вальтер, не мешай дяде Вэньли рассказывать. Она выбрала спасать всех нас?
- Нет, она выбрала спасать подругу.
Шонкопф усмехнулся.
- И почему ж тогда мир ещё существует?
- Потому что злодей блефовал и у него не было способности уничтожить весь мир.
- Как всё легко.
- Или потому что это только сказка. По правде говоря, к концу XX века люди ещё не выбрались дальше Луны.
- Нет! Она должна была спасти всех нас. Я бы спасла всех, а не одну!
- А если бы этой одной была твоя сестра?
- Ян, - негромко вмешался Алекс - они с Ортанс подошли послушать. - Аккуратнее с моими детьми. Это же просто сказка.
- Про героев - всегда сказка. Ты хотел бы, чтобы одна школьница отвечала за судьбу всего мира, пока ты будешь успокаивать себя тем, что ей это по плечу, пототму что она волшебница? Разве не лучше, что она выбрала самое дорогое лично для себя?
- Но ты не школьница.
- И не волшебник.
- Залез в бутылку. Тебе обидно, что всё сваливают на одного тебя?
- От бутылки бы не отказался. Вообще-то мне это скорее льстит. Но это ненадёжно и потому нецелесообразно. На фоне войны никакой человек не могущественнее простой школьницы. Тут уж все - лесные пушистики.
- Лесные пушистики - для детей, а правильно говорить: эвоки! - Похвасталась тайным знанием сестра Шарлотты.
- Бутылка? - Юлиан тоже присоединился к компании. - Я бы пошёл поискать, да руки заняты.
- Я подержу.
- Вы, адмирал? В одной руке бокал, в другой кот, а вокруг эти бандитки?
Кошачий хвост оказался в зоне досягаемости детских рук. Раздалось сдавленное шипение. Юлиан отступил на шаг.
- Я и то не справляюсь. Девочки, пожалуйста, не мучайте Шрёдингера.
- Печальное имя для кота, - почти сдержал улыбку Алекс, зато Шонкопф рассмеялся за обоих.
- А у кота есть имя?
- Шрё... что? Почему вы смеётесь? - удивилась Шарлотта.
- Вырастешь - узнаешь, - продолжал веселиться Шонкопф.
- Это что-то для взрослых?
- Да, доченька. Высшая математика. Или парадокс кота Шрёдингера - это физика? Ортанс, милая, я забыл.
- Квантовая механика, дорогой.
- Почему Шрёдингер?
Ян вздохнул и отхлебнул из бокала.
- Неоторые уверены, что изначально у нас не было кота. Хотя я отлично помню, как усыновил их обоих. Алекс, ты же прислал мне Юлиана уже с котом?
- Не помню.
- Видите. Разные версии. То ли кот есть, то ли нет кота.
- Кот есть!
Сестра Шарлотты не выдержала:
- Неправда, его зовут Адмирал!
- Кого?
- Адмирала!
- Доченька, адмирал это не имя, адмирала зовут дядя Вэньли.
- Нет! Другой Адмирал!
- Какой? Он у нас один.
- Неправда! Правда, Шарлотта?
- Правда! Так написано!
- Где написано?
- Написано! Мы докажем. Пойдём!
- Пойдём.
Сёстры слезли со стола и прежде, чем они скрылись в неизвестном направлении, последний постулат был:
- И он пушистый, как эвок!
Взрослые и юноша какое-то время удивлённо смотрели им вслед.
- Что-то где-то написано.
Ян перевёл взгляд обратно в бокал.
- Надеюсь, что это, действительно, про другого адмирала.
- Адмирал у нас один. Но не переживай, что дозволено Юпитеру, не дозволено быку. Или наоборот.
- Быть пушистым? В этом и проблема. Психологическая особенность человека, потребность назначать других людей героями, волшебниками, царями и даже богами. Хотеть прислониться к чему-то большому и сильному.
- Стоп! Откуда у тебя появились ещё и боги и цари?
- Из песни.
- Из какой?
- Из старой. Но всё это выдумки. Каждый человек - просто человек. Герой или царь - не важно. Маленький, хрупкий, смертный человек. А волшебства и вовсе не существует. Так же, как и власти. Человек сам создаёт себе своих героев, обожествляют их и подчиняется им. И, как бы не мечтал героям подражать, на самом деле, очень чётко проводит границу между ними и собой. Между теми, кто спасает мир, и теми, кто ждёт спасения. Вы заметили? Шарлотта думает, что хочет быть девочкой-волшебницей, но за что на самом деле она обиделась на Нептун? За то, что Нептун выбрала спасать не её.
- Ты делаешь слишком глубокие философские выводы из сказок. Умно ли это?
- Умнее, чем искать героев в реальной жизни. Пять школьниц, десять школьниц не смогут зашитить весь мир. Нужен хотя бы миллиард школьниц. Не волшебных, обычных. Хотя бы с тысячи начнём. Но школьницы, да и не школьницы, читают сказки про волшебников, ждут спасения от волшебников, поддержки от их силы. А то и от сил зла. У Трюнихта вон столько сторонников. Не замечая силы, которой обладают сами. Потому что предпочитают истории про героев и волшебников.
- А что делать?
Девочки прибежали обратно. Младшая держала в руках довольно большой круглый предмет голубого цвета, который она сунула в руки Ортанс. Предмет оказалась миской для домашних питомцев.
- Прочти! Тут написано! - С триумфальным видом повторила Шарлотта.
На боку миски дейтвительно было отчётливо выведено: ADMIRAL.
- Видишь! Написано "Адмирал"!
Ян смущённо протянул руку за миской.
- Она как бы моя. Потому и написано "адмирал".
- Зачем тебе кошачья миска?
- Подарили.
- Кто?
- Алекс, милый, не ты ли? - Строго спросила Ортанс.
- Что ты, дорогая! Может, Аттенборо?
- Но она для кошек! - Шарлотта не сдавалась.
- Ест из неё Шрёдингер. Но подарили мне. Может, ещё одну историю о героях?
- Дядя Вэньли, расскажи об эвоках. Ты обещал!
Шонкопф поднял бровь.
- Сначала нос воротили, а с третьего раза уже и заинтересовались?
- Они пушистые, как Шрё-дмирал.
- Хороший знак. Так это и должно работать. Эвоки... Эвоки жили на планете Эндор...
- Адмирал, - из кухни появилась Фредерика, - Девочки что-то взяли, я не успела разглядеть.
- Не бери в голову. А Патричев...
- Да, передаёт привет.
- И только? Ладно... Я на днях пересматривал хроники. Давным-давно в далёкой-далёкой галактике...
- Это была моя любимая тема по истории в офицерской школе, столько разных войн!
- Недавно нашли части, относящиеся к позднейшему периоду их истории. И оказалось, что многое, что мы знали о них раньше, - только легенды.
- Как жаль! Там было много интересного. Теперь что, придётся их забыть?
- А у тебя получится? С твоей идеальной памятью? Но мне больше всего жаль, что мир, начавшийся в конце в среднего периода, не продлился долго. Всего пара десятилетий мира, хотя нам бы и так не помешало.
- Средний период это тот, где рыцарь, принцесса и торгаш-космолётчик? Про них-то всё правда?
- В нумерованных хрониках - правда, а с остальными надо разбираться. С тем же рождественским путешествием. Это тот самый процесс обожествления любимых героев: с прошествием лет уже не различишь правду среди легенд. Про тех, про кого ты спрашиваешь, хроники под номерами 4, 5 и 6. Рыцарь, принцесса, космолётчик. И эвоки.
- Точно, в шестой хронике были эвоки. Финальное сражение велось как раз на их планете. Там же и отпраздновали победу.
- Это празднование и навело меня на мысль. В одной версии шестой хроники празднуют только те, кто на этой планете, а в другой версии вся галактика ликует в унисон. Что более достоверно, ведь информационные технологии уже были развиты достаточно для того, чтобы войны проходили в прямом эфире.
- Версии? - Вклинился Юлиан. - Хроника Шрёдингера?
- Скорее, за долгие века в процессе многократного копирования и переосмысления протографа появились различающиеся варианты и зажили собственной жизнью. У Лихачёва в "Текстологии" это хорошо описано.
- Прото-тексто-лихо-что?
- Да так, читал в университете толстую книжку, не суть. Но я задумался вот о чём. Жители других планет, Татуина или Набу, видели всё же только ключевые моменты, подвиги героев. Рыцаря, принцессу и космолётчика. Магию, бластеры и световые мечи. Очень сопереживали им, наверное, как в кино. Но возвращаясь домой, где ни бластеров, ни мечей, чувствовали себя беспомощными и неспособными ни на что повлиять. А вот эвоки...
- Что эвоки?
- У эвоков были свои истории. Про эвоков. Есть по крайней две хроники, вернее, есть их больше, но я пока изучил только две. Там нет никаких известных героев. Только эвоки и семья людей, чей космолёт разбился на их планете. В первой эвоки помогают детям спасти родителей от местного монстра. Во второй побеждают злую волшебницу. И всё это без бластеров и мечей, только с тем, что можно соорудить из шкур и палочек. Так что неудивительно, что потом они и с штурмовиками Империи справились. Наблюдая каждый день истории о своих успехах, они стали считать их нормой, заметили свою собственную силу и прислонились к ней, а не к силе Империи или к силе героев. Мне хотелось бы, чтобы и наша жизнь была полна историй не про героев, а про себя...
- Сказал Герой Эль-Фасиля, Астарты и... ты же ещё чего-то герой, Волшебник Ян?
- Потому, Вальтер, я и плохой пример. У меня есть целый флот, и в бою я могу отдавать приказы тысячам человек... Это за вином мне послать некого... Я уже говорил, кажется. Есть два образа мысли. Одни считают, что существуют вещи важнее человеческой жизни. Другие - что жизнь каждого человека и есть наивысшая ценность. Войны начинают первые, а прекращают вторые. Очень бы хотелось, чтобы этих вторых стало больше. Чтобы ценности жизни, свободы и мира стали модными.
- Модными?
- Как красивая стрижка или сольвизор последней модели. Модные вещи продвигаются рекламой, политика Трюнихта - пропагандой. Нам бы тоже что-то такое пригодилось. Представьте, что будет, если каждый день рассказывать про каждого, кто выбрал мир, свободу и самоценность человеческой жизни, кто сделал выбор в их пользу, шагнул к ним. Тех, кто сделал это сегодня, кто сделал это вчера, кто сделал это позавчера. Показать сегодня, показать завтра, показать послезавтра.
- А не надоест?
- Реклама и пропаганда надоедают. Однако работают. Создают привычный образ мыслей. Почему бы и нам не рассказывать каждый день о том, что нам дороже всего?
- Нелёгкая задача.
- Да, это заметный труд, но я бы очень хотел создать такую моду. Чтобы и герои тоже уважали эвоков, кстати.
- Принцесса любила эвоков, я помню.
- Юлиан, подержи Шрё-дмирала покрасивее, я буду рисовать портрет эвока.
- Вы думаете, это всё было в реальности, адмирал? Эвоки, Далёкая-далёкая галактика? Или снова сказка?
- Все сказки родом из реальности. Что мы потеряем, если попытаемся?
И решительным залпом адмирал Ян Вэньли осушил свой бокал.
* * *
* Симпозиум - от древнегреческого συμπόσιον - 'совместное питие'
* Кот Юлиана отсутствует в романе, он появляется в старой анимэ-экранизации. В новой его снова нет.
* Огромное количество книг и всякого прочего по миру "Звёдных войн", чья каноничность не оспаривалась Лукасом, после покупки прав на мир "Диснеем" было разжаловано из канона в разряд "легенд".
* Фото сделано несколько лет спустя описанных событтий:

(16219 байт)