Еще крутое из беседы с археологом Владиславом Житеневым.
Вот мне раньше случалось его слушать, было почему-то скучно, а тут - вот те на! Это не его находки, конечно, но спасибо ему, что он рассказал. Не знаю, смогу ли в этом разобраться глуюже, но меня всё это потрясает. Тем более, что я вроде как даже официально археолог и стараюсь быть в курсе, а вот - мимо прошло.

По поводу пещерной живописи и вообще искусства древних людей:

1. То, что у пещерных людей были художественные школы для талантливых детей.

2. Археологи догадались привлечь к изучению пещерной живописи искусствоведов с искусствоведческими методами, и те смогли выявить индивидуальные стили конкретных художников - первой кисти, расписывавших по многу пещер на сотни километров друг от другадруга -

3. Реалистичных портретов конкретных людей древние люди нарисовали достаточно много, не только зверями увлекались. Это только потом реализм в искусстве пропал на много тысяч лет. Житинёв говорит, реализм пропал за 10 тыс. лет до н.э. из-за резкого потепления в конце плейстоцена, разорвавшего сложившиеся отношения и социальные структуры того времени.

Что меня отдельно занимает. Как раз границей плейстоцена и голоцена датируется Гёбекли-Тепе. Вроде как, древнейший мегалитический комплекс. Причем, такой - изысканный. С реализмом там через раз. Зато самые древние скульптуры в рост человек (У них с реализмом совсем плохо). Вот куда он относится? Или как раз - у людей всё рузнуло из-за потепления и они побежали мегалиты строгать?





P.S. Потом еще одну штуку, узнанную мною из этого интервью, выпишу. Заслужила отдельный пост - особенно меня потрясла.