You don't have to be real to be the Doctor. (c) the Doctor
Система Афанасьева и художественная литература. Положение воли и завязка сюжета.. Схемы и закономерности.
Психотип мира/автора в худлите проявляется разными путями. Меня сейчас особенно занимает техническая литературная сторона: как он сказывается на формировании сюжета и испольпуемых литературных приемах. Также хочется нащупать проявления не всего психотипа в целом, а отдельных функци.
читать дальшеВообще не все функции обязаны ярко проявляться. Особенно, f3 и f4 - на то они иислабые. Однако есть наблюдение/предположение, что положение воли влияет на способ завязывания сюжета.
Почему? Возможно, вот почему. Воля отвечает в том числе за соотношение ценностей индивидуума и общества - себя и других. И это как раз то, чем занимается художественная литература. Те, кому не интересны личность и социум, пишут не худлит, а музыкв, пейзажи и научные статьи. А то и вообще ничего не пишет.
Сюжет не обязательно строится на взаимоотношении индивидуума и социума. В более общем случае, индивидуума и окружающего мира. Но так или иначе соотносится с Волей.
Как мне кажется, на положение воли указывает завязка сюжета. Нужен даже более узкий момент - стыковка главного героя с сюжетом - момент, когда герой оказался действующим лицом сюжета, его мысли и действия немного до и о немного после этого момента, внешние события немного до и немного после этого момента. Подчеркну, что это показывает положение Воли не у героя, а у мира, потому что это не столько сами события, сколько способ их подачи автором, комптзиционныц прием.
Так что такое завязка сюжета? Во первых надо определиться, кто главный герой и в чем сюжет. С какого именно события его отсчитывать? Жто не всегда очевидно. Иногда такиэ точек несколько, а иногда не видно ни одной. В современной литературе идеальная картина с одной точкой такова. Есть главный герой, ведет худо-бедно какую-то жизнь (0). Вдруг случается нечто, собственно, переломное событие завязки сюжета (1). Герой каким-то образом в сюжет залезает (2). Герой предпринимает дальнейшие действия (3).
Мне видится следующая закономерность. В мирах подстраивающихся 2В 4В переломное событие происходит непосредственно с главным героем, меняет его жизнь, поэтому он сразу считает себя частью сюжета и фаза 2 не акцентируется. У доминантных 1В и 3В событие происходит где-то рядом, но не с героем, так что у него есть возможность сделать выбор, влезать ли в сюжет - фаза 2 - на чем автором ставится большой акцент. Фаза 3 здесь менее важна и, по-моему, больше отражает уже психотип персонажа.
У 1В фаза 2 это принятие собственного решения и выглядит так, как будто лампочку включили: вот герой не собирался ни в чем участвовать, а вот уже собирается, видеть мы это видим, но как шла мысль, не жнаем. Возможно, никак не шла - принял решение и точка - это же первая воля. Уж точно, ни с кем не советовался.
Например:
- Кэтнисс в Hunger Games Кэтнисс в Hunger Games:
"Только бы не я. Пусть выберут не меня.
Произносят имя, и это не я. Это моя сестра".
Сестра идет к цене. Кэтнисс:
- Я доброволец!
- Райнхардт в Ginga Eiyuu Densetsu Райнхардт в Ginga Eiyuu Densetsu:
Переломное событие: Аннерозу забрали кайзеру в наложницы.
Райнхардт думал-думал и провозгласил Кирзайсу, что завоюет Вселенную.
- Кёдзи в Showa Genroku Rakugo Shinju Кёдзи в Showa Genroku Rakugo Shinju:
Вот он сидит в зале смотрит ракуго Кику. А вот вже принял решение сам стать ракугокой. Момент решения виден, но не объяснен.
А вот у 3В героя в сюжет что-то зовет. Чаще другие люди. И обычно есть причина, почему зовут именно его. Герой в чем-то особенный и избранный, причем чаще в силу каких-то врожденных качеств или приобретенных под внешним влиянием, не собственные достижения. Герой как будто не принимает собственного решения, а только соглашается. Соглашается достаточно неохотно, нередко из чучства долга. Примеры:
- Гарри Поттер Гарри Поттера в Хогвартс позвали, потому что он Гарри Поттер. Никой инициативы с его сторонржы к этому не было. Мог выбирать. Впрочем, нельзя сказать и чтобы он соглашался так уж нпхотя.
- Ю в Yagate Kimi ni Naru Ю в Yagate Kimi ni Naru. Переломное событие: любовь Токо к Ю. Что уже само делает Ю избранной. И по характеру Ю достаточно особенная. Соглашается Ю весьма нехотя.
- Евгений ОнегинЕвгений Онегин =Р въехал в свой сюжет, нехотя соглашаясь ухаживать за дядей. Избранность узами родства.
У 2В наибольший акцент стоит на последующих действиях героя (фаза 3), да и то небольшой, так что завяку разглядет порой весьма сложно. Вот была предыстория (фаза 0) и герой действовал на свое усмотрение. С ним произошло переломное событие, и в изменившихся обстоятельствах он начинает совершать какие-то другие действия на свое усмотрение. И приспосабливается довольно быстро. Примеры:
- Gravity FallsДипперу и Мэйбл неплохо жилось в Калифорнии. Но их отослали к Гравити-Фоллз. И достаточно быстро им стало хорошо житься и там.
- Somali to Mori no Kamisama Сомали и Голем путешествуют и действуют по обстоятельствам. Переломного обытя в завязке не показано аообще.
- Карлсон Переломное событие в жизни Малыша - прилетел Карлсон. И Малыш теперь учитывает этот новый фактор.
У 4В есть свой характерный сценарий. Не могу сказать, охватывает ли он всё. Он заключается в том, что причиной переломного события становится инициатива самого героя. Этот поступок воспринимается, как ошибка. Событие отбирает у героя (или грозит отобрать) нечто оtень важное, герой абсолютно вынужден действовать. И его действия в фазе 3 направлены на то, чтобы вернуть (или удержать) статус-кво. Примеры:
- Тиана в Princess.and FrogТиана поцеловала лягушку и сама стала лягушкой. Теперь поди превратись обратно.
- Toy StoryВуди пытался выжить База, в результате его сочли убийцей. Теперь надо вернуть База и доброе имя.
- Madoka MagicaНе надо было даже заговаривать с Кюбэем. Теперь нужно придумать решение, которое по максимуму вернет всё, как бяло.
Похоже, это согласуется с работой Воли. У 1В в каждый момент времени есть только одно желание: она может переключаться, но не выбирать. У 2В всегда готов список вариантов: "Я хочу вот это. Но только если будет так и вот так. А если будет не так, а эдак, то я хочу не это, а то". Она легко вябирает по обстоятельствам, и перпломное событие становится простотдополнительным обстоятельством. 3В выбирать достаточно сложно. Как воспринимет себя 4В я представляю плохо! но можно поверить, что лозунг "инициатива наказуема" из ее репертуара.
А еще интересно, как от первой Воли к четвертой не только субъективно становится сложнее заставить спбя что-тот делать, но и, напротив, становится субъективно легче повлиять на окруюающий мир. С точки зрения первой воли всё вне её происходит независимо от нее. Вторая плывет вместе с событиями. Третья, если возьмется, сможет что-то изменить. А четвертая только тронь мир - сразу что-то обрушится. То есть растет ощущение всемогущества по отношению к окружающему миру параллельно с ростом беспомощности в отношении самого себя. Так что локус контроля, похоже, двунаправленная вещь: не только "что управляет твоими поступками?", но и "чем управляешь ты?"
Психотип мира/автора в худлите проявляется разными путями. Меня сейчас особенно занимает техническая литературная сторона: как он сказывается на формировании сюжета и испольпуемых литературных приемах. Также хочется нащупать проявления не всего психотипа в целом, а отдельных функци.
читать дальшеВообще не все функции обязаны ярко проявляться. Особенно, f3 и f4 - на то они иислабые. Однако есть наблюдение/предположение, что положение воли влияет на способ завязывания сюжета.
Почему? Возможно, вот почему. Воля отвечает в том числе за соотношение ценностей индивидуума и общества - себя и других. И это как раз то, чем занимается художественная литература. Те, кому не интересны личность и социум, пишут не худлит, а музыкв, пейзажи и научные статьи. А то и вообще ничего не пишет.
Сюжет не обязательно строится на взаимоотношении индивидуума и социума. В более общем случае, индивидуума и окружающего мира. Но так или иначе соотносится с Волей.
Как мне кажется, на положение воли указывает завязка сюжета. Нужен даже более узкий момент - стыковка главного героя с сюжетом - момент, когда герой оказался действующим лицом сюжета, его мысли и действия немного до и о немного после этого момента, внешние события немного до и немного после этого момента. Подчеркну, что это показывает положение Воли не у героя, а у мира, потому что это не столько сами события, сколько способ их подачи автором, комптзиционныц прием.
Так что такое завязка сюжета? Во первых надо определиться, кто главный герой и в чем сюжет. С какого именно события его отсчитывать? Жто не всегда очевидно. Иногда такиэ точек несколько, а иногда не видно ни одной. В современной литературе идеальная картина с одной точкой такова. Есть главный герой, ведет худо-бедно какую-то жизнь (0). Вдруг случается нечто, собственно, переломное событие завязки сюжета (1). Герой каким-то образом в сюжет залезает (2). Герой предпринимает дальнейшие действия (3).
Мне видится следующая закономерность. В мирах подстраивающихся 2В 4В переломное событие происходит непосредственно с главным героем, меняет его жизнь, поэтому он сразу считает себя частью сюжета и фаза 2 не акцентируется. У доминантных 1В и 3В событие происходит где-то рядом, но не с героем, так что у него есть возможность сделать выбор, влезать ли в сюжет - фаза 2 - на чем автором ставится большой акцент. Фаза 3 здесь менее важна и, по-моему, больше отражает уже психотип персонажа.
У 1В фаза 2 это принятие собственного решения и выглядит так, как будто лампочку включили: вот герой не собирался ни в чем участвовать, а вот уже собирается, видеть мы это видим, но как шла мысль, не жнаем. Возможно, никак не шла - принял решение и точка - это же первая воля. Уж точно, ни с кем не советовался.
Например:
- Кэтнисс в Hunger Games Кэтнисс в Hunger Games:
"Только бы не я. Пусть выберут не меня.
Произносят имя, и это не я. Это моя сестра".
Сестра идет к цене. Кэтнисс:
- Я доброволец!
- Райнхардт в Ginga Eiyuu Densetsu Райнхардт в Ginga Eiyuu Densetsu:
Переломное событие: Аннерозу забрали кайзеру в наложницы.
Райнхардт думал-думал и провозгласил Кирзайсу, что завоюет Вселенную.
- Кёдзи в Showa Genroku Rakugo Shinju Кёдзи в Showa Genroku Rakugo Shinju:
Вот он сидит в зале смотрит ракуго Кику. А вот вже принял решение сам стать ракугокой. Момент решения виден, но не объяснен.
А вот у 3В героя в сюжет что-то зовет. Чаще другие люди. И обычно есть причина, почему зовут именно его. Герой в чем-то особенный и избранный, причем чаще в силу каких-то врожденных качеств или приобретенных под внешним влиянием, не собственные достижения. Герой как будто не принимает собственного решения, а только соглашается. Соглашается достаточно неохотно, нередко из чучства долга. Примеры:
- Гарри Поттер Гарри Поттера в Хогвартс позвали, потому что он Гарри Поттер. Никой инициативы с его сторонржы к этому не было. Мог выбирать. Впрочем, нельзя сказать и чтобы он соглашался так уж нпхотя.
- Ю в Yagate Kimi ni Naru Ю в Yagate Kimi ni Naru. Переломное событие: любовь Токо к Ю. Что уже само делает Ю избранной. И по характеру Ю достаточно особенная. Соглашается Ю весьма нехотя.
- Евгений ОнегинЕвгений Онегин =Р въехал в свой сюжет, нехотя соглашаясь ухаживать за дядей. Избранность узами родства.
У 2В наибольший акцент стоит на последующих действиях героя (фаза 3), да и то небольшой, так что завяку разглядет порой весьма сложно. Вот была предыстория (фаза 0) и герой действовал на свое усмотрение. С ним произошло переломное событие, и в изменившихся обстоятельствах он начинает совершать какие-то другие действия на свое усмотрение. И приспосабливается довольно быстро. Примеры:
- Gravity FallsДипперу и Мэйбл неплохо жилось в Калифорнии. Но их отослали к Гравити-Фоллз. И достаточно быстро им стало хорошо житься и там.
- Somali to Mori no Kamisama Сомали и Голем путешествуют и действуют по обстоятельствам. Переломного обытя в завязке не показано аообще.
- Карлсон Переломное событие в жизни Малыша - прилетел Карлсон. И Малыш теперь учитывает этот новый фактор.
У 4В есть свой характерный сценарий. Не могу сказать, охватывает ли он всё. Он заключается в том, что причиной переломного события становится инициатива самого героя. Этот поступок воспринимается, как ошибка. Событие отбирает у героя (или грозит отобрать) нечто оtень важное, герой абсолютно вынужден действовать. И его действия в фазе 3 направлены на то, чтобы вернуть (или удержать) статус-кво. Примеры:
- Тиана в Princess.and FrogТиана поцеловала лягушку и сама стала лягушкой. Теперь поди превратись обратно.
- Toy StoryВуди пытался выжить База, в результате его сочли убийцей. Теперь надо вернуть База и доброе имя.
- Madoka MagicaНе надо было даже заговаривать с Кюбэем. Теперь нужно придумать решение, которое по максимуму вернет всё, как бяло.
Похоже, это согласуется с работой Воли. У 1В в каждый момент времени есть только одно желание: она может переключаться, но не выбирать. У 2В всегда готов список вариантов: "Я хочу вот это. Но только если будет так и вот так. А если будет не так, а эдак, то я хочу не это, а то". Она легко вябирает по обстоятельствам, и перпломное событие становится простотдополнительным обстоятельством. 3В выбирать достаточно сложно. Как воспринимет себя 4В я представляю плохо! но можно поверить, что лозунг "инициатива наказуема" из ее репертуара.
А еще интересно, как от первой Воли к четвертой не только субъективно становится сложнее заставить спбя что-тот делать, но и, напротив, становится субъективно легче повлиять на окруюающий мир. С точки зрения первой воли всё вне её происходит независимо от нее. Вторая плывет вместе с событиями. Третья, если возьмется, сможет что-то изменить. А четвертая только тронь мир - сразу что-то обрушится. То есть растет ощущение всемогущества по отношению к окружающему миру параллельно с ростом беспомощности в отношении самого себя. Так что локус контроля, похоже, двунаправленная вещь: не только "что управляет твоими поступками?", но и "чем управляешь ты?"
@темы: Афанасьев и худлит, Афанасьев цудзуку