You don't have to be real to be the Doctor. (c) the Doctor
Система Афанасьева и художественная литература. Магия

Только что пришло в голову новое соображение, Про то, как может помочь в типировании мира магия и другие отступления от реализма. Частично эти формулы ппресекаются с предыдущими (в основном, реалистическими), но я считаю, что они сработают четче. Реалистические формулы с большей вероятностью могут встретиться в сюжете просто потому, что так реально бывает. Магию же и другие сверхспособности, вследствие как раз их несуществования в реальности, каждый автор выдумывает наиболее подходящими для себя.

Так вот навскидку есть ощущение, что магия/сверхспособности прояаляются в основном по обеим доминантным функциям.

Магия по первой функции (f1 мира) становится мощным оружием главного героя. Возможно, всех персонажей вообще. Она является как бы обьяснением, почему с этой сферой не существует проблем. Ни у героя, ни у автора. Примеры:

- Гарри Поттер (1Ф): основное применение магии - полеты на метлах, спорт, битвы, надувание тетушек... Нельзя сказать, чтобы Гарри от магии поумнел, а вот физических способностей она ему додала.

- Сэйлор Мун (1В): обычные школьницы становятся лунными воительницами - другими личностями. Как положено воле, она подгребает все функции, так что силы у Сэйлоров появляются самые разные, неразделимо духовно-физические. Опять-таки, свои особенные у каждого Сэйлора, т.к. происходят из силы и характера личности каждой из них.

- Lapis Re:Lights (1Э): Главное проявление магии у этих ведьм - петь. Эмоция и эстетика.

- Город, в котором меня нет (1Л, хотя я еще не досмотрела): Суперсила героя имеет научно-фантастический характер и учеличивает ему объем знаний и пространство логического маневра.

С третьей функцией (f3 мира), собственно, гораздо веселее. Здесь магия является уже объяснением наличия проблем. Метафорой проблем третьей функции. Поскольку третья функция - зона безответственности и внешнего локуса контроля (или как оно там называется), там обычно возникают "злодеи" - должен же кто-то быть в твоих слабостях виноват. В волшебном мире их магия будет бить туда же. Но и без злодея может быть какое-нибудь там проклятье, которое тебе тут повредило, а ты не виноват. Впрочем, на то она и третья функция, что не всё так однозначно плохо - герои могут и отбиться такой же магией или даже получить от нее же какие-нибудь плюшки. Примеры:

- Pandora Hearts (3В, хотя я еще не досмотрела). Собсна из 7-й ее серии вся эта концепция у меня и родилась. С одной стороны, магическая причина отсутствия памяти о своей личности одной девушки (один из двигателей сюжета). Но ярче всего - магия, порабощающая чужую волю.

- Сэйлор Мун (3Л): содержимым головы героев постоянно манипулируют злые колдуны.

- про 3Ф с удовлетворением пялюсь на себя. Энциане.у меня получают в основном физические минусы. Но при правильном применении могли бы и плюсы. Это, кстати, вариант без злых волшебников: злодеи отдельно, магия отдельно - каждый сам по себе причиняет герлю проблемы по физике. =Р

- Ладно, 3Ф не из себя - Fruits Basket: злое проклятие виновато в том, что герои неспособны обниматься с противоположным полом.

- товарищи с 3Э, простите, я туплю, не могу сообразить фэнтези с 3Э. Или я просто недостаточно понимаю, как функционирует эмоция. Но, пожалуй, я бы сказала, что основной вред, причиняемый рыцарем Като в "Мио, мой Мио",это печаль, которую он приносит населению страны. Было же про то, что он делает людей несчастными? Где-то между строк того, что самым несчастным был он сам?


Вот как-то так.
Увлеклась мыслью, так что не успела опубликовать в субботу. На минуту, но не успела. Первый пропущенный день за год? =)

-------
Ну, тогда еще одна мысль. Что нам может сказать о человеке его представление о путешествиях во времени? Особенно, в прошлое. Надо дозатипировать сценаристов Doctor Who и обратить внимание на их концепции этого дела. В очередной раз услышав, как события двадцатичетырехлетней давности неизбежной цепочкой привели нас к тому, что мы имеем сейчас, задумалась, что эта идея - поиска отправной точки всех бед - с одной стороны, характерна для 3В, с другой, приводит ко всем этим "осторожно! не порти прошлое! мало ли что получишь в будущем". Хотя "Смотрри не наступи на бабочку" м.б. и к 4В.

Лично меня такие сюжеты не занимают, хотя я не исключаю, что в реальности оно могло бы быть именно так, и даже сама, понятно, то или это хотела бы порой перепрожить по-другому. Но как у автора у меня возникают скорее концепции устойчивого времени.

В Boku Dake ga Inai Machi, опять-таки это глупое время еще фиг изменишь! Столько старатся надо, чтобы сдвинуть хоть на самую малость! Напоминает, как на гражданской обороне в универе одному студенту дали манекен для тренировки реанимационных мер. И, глядя, как он от старания уже сам тяжело дышит, сказали: Вот! Вот сколько сил надо вложить, чтобы вернуть человека к жизни!

Я, кстати, не знаю, к воле ли это вообще.

@темы: система Афанасьева, анимэ, книжки